среда, 22 мая 2019 г.

«Мрачное будущее» образования.


В каком-то «запале» нарисовал страшную картину будущего в образовании. Наверное, пора взять тайм-аут. В любом случае – тема для размышления.

В данном выпуске просто хотел бы поделиться некоторыми ресурсами в сети посвященными именно теме блога. Сразу скажу, что это мои ресурсы, которые были запущены несколько ранее и на них уже скопился определенный контент на тему образования.
В частности, Вы можете найти компактную информацию о таких направлениях в образовании, как андрагогика, акмеология, хьютагогика, а также мои рассуждения на определенные темы связанные с обучением взрослого населения. Есть определенные репосты на понравившиеся мне статьи, в основном психологического направления имеющие, на мой взгляд, некую ценность для самосовершенствования, саморазвития, личностного роста.
Здесь на моем сайте: http://dpetric.ru/
Андрагогика: http://dpetric.ru/andragogika
Акмеология: http://dpetric.ru/akmeologiya
Чему и как учить в XXI веке: http://dpetric.ru/bez-rubriki/chemu-i-kak-uchit-v-xxi-veke

И еще некоторое количество публикаций на темы образования и развития. Также можно посмотреть группу Образование и развитие в социальных сетях В контакте.
Особое внимание, все же, хотелось бы обратить на самое молодое, но и самое интересное и полезное направление, как хьютагогика. Это термин появился всего несколько лет назад, но возможно это направление будет являться определяющим в ближайшие годы.
Причина здесь одна, но очень важная – именно это направление в полной мере учитывает информатизацию общества, смещение акцентов образования в сторону виртуальной реальности. Рассматривает вероятность смены парадигмы образования, подмены роли педагога в образовании как личности на  получение знаний из виртуальной среды под управлением интеллектуального программного обеспечения.
Хьютагогика – это не страшное слово. Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов ( здесь Вы можете посмотреть различные интерпретации этого термина https://www.studotvet.ru/help/khyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya). А вообще в сети можно найти достаточно много вольных толкований этого термина.
В моем же понятии: хьютагогика – это методология обучения, саморазвития, личностного роста в условиях информационного общества. А информационное общество вот оно, уже давит на шею.
Встречал статьи, типа «Педагогика или анрагогика». По-моему это чисто маркетинговый ход. Как можно противопоставлять два параллельных направления различающихся по антропологическому принципу: обучение детей и обучение взрослых? Каждое из этих направлений имеет обоснованное право на свое существование, каждое из них несет полезные знания, но в определенной области образования.    

Итак, если идти по эволюционному пути, вернемся к хьютагогике (как бы ее не ругали некоторые «закостенелые педагоги»). Подозреваю, что развитие хьютагогики, хотя она и считается пока продолжением андрагогики, внесет существенные изменения в развитие и андрагогики, и акмеологии, и в педагогические технологии.
 В данном направлении развития образования учитывается, то, что знания начинают обновляться все быстрее и быстрее. Иногда они устаревают еще на этапе их усвоения, и этот процесс, по-видимому не обратим. Бурное развитие информационных технологий порождает интенсификацию развития производства, которое в свою очередь дает толчок для развития информационных технологий. Круг замкнулся. И он по спирали будет подниматься выше и выше, и вот в этой гонке необходимо удержаться на плаву, необходимо усваивать и использовать новую информацию с молниеносной быстротой.
Старая традиционная система образования, уже сейчас очень слабо справляется с обновлением программ обучения в соответствии с требованиями времени. Хочет она или не хочет, но изменения неминуемы.
Представители старшего поколения уже обратили внимание на то, что молодежь, так называемых поколений «Y»  и «Z», существенно отличается от нашего поколения: они гораздо больше времени и внимания уделяют виртуальной реальности, живут в «гаджетах», все меньше и меньше живут «off-line».
Остается надеяться, что прогнозируемое развитие искусственного интеллекта снизит нагрузку на человеческий мозг, не позволит нам превратиться в роботов в конкурентной борьбе с компьютерами. Человеческий мозг все-таки осознает, что он не кибернетическое, а  биологическое существо, и у нас еще останется тяга к обычному человеческому счастью.
А пока, до определенного уровня развития искусственного интеллекта, нам все-таки придется «учиться, учиться и учиться». Не надеясь на школы и ВУЗы – постоянно учиться и повышать свой уровень образования самостоятельно, самосовершенствоваться,  саморазвиваться в соответствии с принципами хьютагогики.
С уважением, Петр Дергунов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий