В каком-то «запале» нарисовал страшную картину будущего в
образовании. Наверное, пора взять тайм-аут. В любом случае – тема для
размышления.
В данном выпуске просто хотел бы поделиться некоторыми
ресурсами в сети посвященными именно теме блога. Сразу скажу, что это мои
ресурсы, которые были запущены несколько ранее и на них уже скопился
определенный контент на тему образования.
В частности, Вы можете найти компактную информацию о таких
направлениях в образовании, как андрагогика, акмеология, хьютагогика, а также
мои рассуждения на определенные темы связанные с обучением взрослого населения.
Есть определенные репосты на понравившиеся мне статьи, в основном
психологического направления имеющие, на мой взгляд, некую ценность для
самосовершенствования, саморазвития, личностного роста.
Здесь на моем сайте: http://dpetric.ru/
Андрагогика: http://dpetric.ru/andragogika
Акмеология: http://dpetric.ru/akmeologiya
Чему и как учить в XXI веке: http://dpetric.ru/bez-rubriki/chemu-i-kak-uchit-v-xxi-veke
И еще некоторое количество публикаций на темы образования и развития. Также можно посмотреть группу Образование и развитие в социальных сетях В контакте.
И еще некоторое количество публикаций на темы образования и развития. Также можно посмотреть группу Образование и развитие в социальных сетях В контакте.
Особое внимание, все же, хотелось бы обратить на самое
молодое, но и самое интересное и полезное направление, как хьютагогика. Это
термин появился всего несколько лет назад, но возможно это направление будет
являться определяющим в ближайшие годы.
Причина здесь одна, но очень важная – именно это направление в полной мере учитывает информатизацию общества, смещение акцентов образования в сторону виртуальной реальности. Рассматривает вероятность смены парадигмы образования, подмены роли педагога в образовании как личности на получение знаний из виртуальной среды под управлением интеллектуального программного обеспечения.
Причина здесь одна, но очень важная – именно это направление в полной мере учитывает информатизацию общества, смещение акцентов образования в сторону виртуальной реальности. Рассматривает вероятность смены парадигмы образования, подмены роли педагога в образовании как личности на получение знаний из виртуальной среды под управлением интеллектуального программного обеспечения.
Хьютагогика – это не страшное слово. Термин «хьютагогика»
или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был
сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта
Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот
термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих
слов ( здесь Вы можете посмотреть различные интерпретации этого термина https://www.studotvet.ru/help/khyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya).
А вообще в сети можно найти достаточно много вольных толкований этого термина.
В моем же понятии: хьютагогика – это методология обучения, саморазвития, личностного роста в условиях информационного общества. А информационное общество вот оно, уже давит на шею.
В моем же понятии: хьютагогика – это методология обучения, саморазвития, личностного роста в условиях информационного общества. А информационное общество вот оно, уже давит на шею.
Встречал статьи, типа «Педагогика или анрагогика». По-моему
это чисто маркетинговый ход. Как можно противопоставлять два параллельных
направления различающихся по антропологическому принципу: обучение детей и
обучение взрослых? Каждое из этих направлений имеет обоснованное право на свое
существование, каждое из них несет полезные знания, но в определенной области
образования.
Итак, если идти по эволюционному пути, вернемся к
хьютагогике (как бы ее не ругали некоторые «закостенелые педагоги»). Подозреваю,
что развитие хьютагогики, хотя она и считается пока продолжением андрагогики,
внесет существенные изменения в развитие и андрагогики, и акмеологии, и в
педагогические технологии.
В данном направлении
развития образования учитывается, то, что знания начинают обновляться все
быстрее и быстрее. Иногда они устаревают еще на этапе их усвоения, и этот
процесс, по-видимому не обратим. Бурное развитие информационных технологий
порождает интенсификацию развития производства, которое в свою очередь дает
толчок для развития информационных технологий. Круг замкнулся. И он по спирали
будет подниматься выше и выше, и вот в этой гонке необходимо удержаться на
плаву, необходимо усваивать и использовать новую информацию с молниеносной
быстротой.
Старая традиционная система образования, уже сейчас очень слабо справляется с обновлением программ обучения в соответствии с требованиями времени. Хочет она или не хочет, но изменения неминуемы.
Старая традиционная система образования, уже сейчас очень слабо справляется с обновлением программ обучения в соответствии с требованиями времени. Хочет она или не хочет, но изменения неминуемы.
Представители старшего поколения уже обратили внимание на
то, что молодежь, так называемых поколений «Y» и «Z», существенно отличается от нашего
поколения: они гораздо больше времени и внимания уделяют виртуальной
реальности, живут в «гаджетах», все меньше и меньше живут «off-line».
Остается надеяться, что прогнозируемое развитие
искусственного интеллекта снизит нагрузку на человеческий мозг, не позволит нам
превратиться в роботов в конкурентной борьбе с компьютерами. Человеческий мозг
все-таки осознает, что он не кибернетическое, а
биологическое существо, и у нас еще останется тяга к обычному
человеческому счастью.
А пока, до определенного уровня развития искусственного
интеллекта, нам все-таки придется «учиться, учиться и учиться». Не надеясь на
школы и ВУЗы – постоянно учиться и повышать свой уровень образования
самостоятельно, самосовершенствоваться,
саморазвиваться в соответствии с принципами хьютагогики.
С уважением, Петр Дергунов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий